МЕНЮ
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Порядок обжалования НПА и иных решений Совета

 В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

1. Порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее - Совета) регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании муниципального нормативного правового акта Совета не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 КАС РФ (требования к форме и содержанию административного искового заявления) и содержать следующие данные:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование Совета, место их нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к Совету и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

8) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Кроме того, статьей 209 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта Совета, источник и дата его опубликования;

2) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта Совета к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

3) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

4) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;

5) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта Совета недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Административные дела об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов Совета рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления.

В соответствии со статьей 216 КАС РФ в случае признания судом муниципального нормативного правового акта Совета не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. В случае признания судом муниципального нормативного правового акта Совета не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании муниципального нормативного правового акта Совета или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда о признании муниципального нормативного правового акта Совета или его части недействующими вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения должно содержаться в решении суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

2. Порядок оспаривания муниципальных ненормативных правовых актов Совета, не затрагивающих права, свободы и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулируется главой 22 КАС РФ, а муниципальных ненормативных правовых актов Совета, затрагивающих права, свободы и законные интересы лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности - главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

2.1. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании муниципальных ненормативных правовых актов Совета, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация или иные лица вправе обратиться непосредственно в суд за оспариванием муниципальных ненормативных правовых актов Совета либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации или иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными муниципальных ненормативных правовых актов Совета должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;

2) наименование Совета;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета;

4) иные известные данные в отношении оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета;

5) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым муниципальным ненормативным правовым актом Совета, а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

6) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемый муниципальный ненормативный правовой акт Совета;

7) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 125 КАС РФ и соответствующие ходатайства;

8) требование о признании незаконным муниципального ненормативного правового акта Совета.

Административные дела об оспаривании муниципальных ненормативных правовых актов Совета рассматриваются судом в течение одного месяца.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании муниципального ненормативного правового акта Совета судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета незаконным, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности Совета устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета незаконным.

2.2. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности муниципальных ненормативных правовых актов Совета рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

В соответствии со статьей 199 АПК РФ заявление о признании муниципальных ненормативных правовых актов Совета незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ, а также содержать:

1) наименование Совета;

2) название, номер, дата принятия оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым муниципальным ненормативным правовым актом Совета;

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый муниципальный ненормативный правовой акт Совета;

5) требование заявителя о признании муниципального ненормативного правового акта Совета недействительным.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого муниципального ненормативного правового акта Совета.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Совета рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый муниципальный ненормативный правовой акт Совета не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый муниципальный ненормативный правовой акт Совета соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании муниципальных ненормативных правовых актов Совета подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным муниципального ненормативного правового акта Совета полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.